Как известно, в некоторых отечественных и не только автомобилях, штатно отсутствует вольтметр, а потребность в нем имеется. Именно с такой просьбой и обратился ко мне товарищ. Цифровой вольтметр было решено изготовить на LCD дисплее от NOKIA 3310 и разместить его в приборном щитке.
Как видно на принципиальной схеме выше, все довольно просто, имеется контроллер, который всем руководит, LCD дисплей от Nokia3310 (по факту китайский, в «Proteus’e» оригинальный, поэтому изображение смещено) для отображения показаний, не хитрая схема питания, бипер и чуток элементов для защиты.
При включении устройства, на дисплее высвечивается логотип автоваза, затем показывается напряжение зарядки (в вольтах с одним разрядом после запятой и точностью ±0,05В), хотя теоретически АЦП реагирует на изменение напряжения на 4,9 мВ. При реальном напряжении 14,567 В — вольтметр покажет 14,5 В, а при 14,568 В — 14,6 В. Делитель рассчитан на максимум входных 20 В.
При первом же подключении и запуске двигателя, сдох контроллер и 3,3 вольтный стабилизатор. Произошло это в связи с нехилой пульсацией с генератора при переходных процессах, подробно этим вопросом не занимался, но при работающем двигателе вольтметр работал стабильно и без стабилитрона. Ну ничего стабилитрон Д815Ж на 18 В и током стабилизации 0,5 А нас спасет. Ставим. Настраиваем переменным резистором RV1 точность показаний. Ха да, плюсовой провод пришлось тянуть с аккумулятора отдельно в салон, так как паразитные цепи, естественно по отношению к нашему устройству, в виде там подогрева сидений и кондиционера, а еще ксенон вносили погрешность в показания вольтметра. Данный цифровой вольтметр для автомобиля эксплуатируется уже 3 месяца, и верой и правдой служит на благо своему хозяину!
Функционал.
При снижении напряжения на аккумуляторе ниже 12 В и превышении 15 В, иконка на дисплее с аккумулятора меняется на гаечный ключ, плюс с интервалом в 5 секунд и длительностью 1 секунда начинает пищать бипер.
При нахождении напряжения в диапазоне от 12…15 В включительно, отображается иконка аккумулятора и текущее показание. Обновление происходит каждые 0,5 секунд.
При монтаже желательно располагать устройство вдали от печки, так как наблюдалась следующая картина, когда салон прогревался до состояния очень тепло (почти жарко) вольтметр начинал глючить, показания отображались скачками и с большой разницей. Случалось это по-видимому из-за нехватки температурной стабилизации. После переноса самой схемы вольтметра, из области панели приборов, данная проблема была устранена.
Инверсия дисплея осуществлена не программным путем, а благодаря поляризационной пленке, которая и придала дисплею вид белых цифр на черном фоне. Конечно, дисплей от NOKIA уступает по качеству штатному, но видимость хорошая как в ночное так и в дневное время. Дополнительная подсветка не требуется, хватает приборных светодиодов.
One comment on “Цифровой вольтметр для автомобиля”
Здравствуйте! Замысел и идея хорошая, но возникает вопрос, как же себя ведёт дисплей от телефона если зимой в салоне минусовая температура на непрогретом двигателе если показания снимаются микроконтроллером каждые 0,5 с. ? Это получается, что очень плохо будут видны показания на дисплее, т.к. будет заторможенный отклик сегментов ЖК и отображения будут непонятны. Буду очень благодарен за отзыв, так как хотелось бы себе в авто поставить такой вольтметр.