Предлагаемая схема тахометра была собрана для одной из моделей автомобиля «Фольксваген” с четырехцилиндровым карбюраторным двигателем, но может применяться и на других автомобилях аналогичного класса.
На автомобиле произошла серьезная авария бортовой сети электропитания, и часть приборов вышла из строя. Штатный тахометр автомобиля электронный, схема выполнена на интегральной микросхеме, которая управляет показаниями миллиамперметра с линейной шкалой. Анализ показал, что из строя вышла микросхема. Попытки найти такую же или ее аналог не увенчались успехом, поэтому я решил изготовить измерительное устройство самостоятельно.
Схема должна была отвечать следующим требованиям:
— шкала миллиамперметра — линейная;
— габариты схемы — минимальные (ввиду ограниченного размера штатной печатной платы).
За основу была взята одна из многочисленных схем, однако ее пришлось доработать. Исходная схема использует в качестве датчика кусок провода, намотанный вокруг высоковольтного провода. Она не имеет входного порогового устройства и чувствительна к различного рода помехам, что сказывается на показаниях тахометра. Поэтому автор использовал штатный датчик, расположенный в системе зажигания автомобиля.
Рассмотрим работу схемы. Входной сигнал поступает на делитель напряжения, собранный на R1, R2. На VD1 собрано пороговое устройство, что позволило избавиться от помех, проникающих на вход устройства. Далее сигнал через ограничительный резистор R4 проходит на базу VT1, который открывается и закрывает транзистор VT3. Здесь необходимо отметить, что на транзисторах VT2, VT3 собран ждущий мультивибратор, у которого в исходном состоянии (при отсутствии входного сигнала) VT2 закрыт, а VT3 открыт.
С приходом запускающего импульса на базу транзистора VT3, он выходит из состояния насыщения и начинает закрываться, в результате чего мультивибратор переходит в неустойчивое состояние. Транзистор VT2 начинает открываться, благодаря положительной обратной связи процесс развивается лавинообразно, транзистор VT3 оказывается закрытым, а VT 2 — открытым и насыщенным. В этом состоянии мультивибратор будет находиться до тех пор, пока конденсатор C1 не разрядится через резистор R6 и открытый транзистор VT2. На базе транзистора VT3 установится открывающее напряжение, он откроется и закроет транзистор VT2. Мультивибратор вернется в исходное состояние.
В результате мультивибратор на каждый запускающий импульс формирует одинаковые по длительности и амплитуде выходные прямоугольные импульсы. В зависимости от частоты следования входных импульсов, на выходе формирователя изменяется только длительность паузы между импульсами (изменяется скважность). Сформированные импульсы поступают на вход усилителя тока, собранного на VT4, VT5. Его нагрузкой служит измеритель, состоящий из резистора R13, конденсатора C4 и миллиамперметра РА1. На VD2, R14 и VT6 собран стабилизатор напряжения. Без стабилизатора точность измерения частоты вращения будет неудовлетворительной.
Указателем частоты вращения служит штатный миллиамперметр ремонтируемого тахометра, или можно использовать любой миллиамперметр магнитоэлектрической системы с линейной шкалой и током полного отклонения стрелки 5…50 мА, например, М262М, М592, М4202, М4200.
В приборе использованы постоянные резисторы МЛТ-0,25 (R14 — МЛТ-0,5), подстроенный — СП5-2; конденсаторы — БМ, МБМ, электролитические — К50-6 (C4). К50-12 (С5).
Установка соответствия показания прибора оборотам двигателя производится любым известным способом. Например, можно сделать так. Отпаяйте анодный вывод стабилитрона VD1. В точку соединения R3 и R4 подайте переменное напряжение от генератора амплитудой 1…2 В относительно общего провода схемы. При частоте 33,3 Гц показания прибора для четырехцилиндрового двигателя должны быть 1000 об/мин, при 50 Гц 1500 об/мин, при 83,3 Гц — 2500 об/мин и т.д. По окончании калибровки не забудьте запаять на прежнее место стабилитрон.