Некоторое время назад было введено новое правило дорожного движения, требующее от водителей ездить днем с включенным светом фар. Конечно, приехав к месту, фары нужно выключить. А если забыть это сделать, — ток потребления таков, что через несколько часов стоянки с «габаритами» можно остаться с разряженным аккумулятором, а без него машину придется заводить только «с тягача».
Схема автомата выполнена на одной микросхеме К561ИЕ16 и встраивается в схему автомобиля так, что практически не влияет на нормальный режим работы систем автомобиля. Нет никаких дополнительных выключателей, кнопок или тумблеров. Если вы не будете забывать выключать фары, вы даже не заметите её существования.
Работа проста, — таймер установлен на выключение выходного реле примерно через 40-50 минут после его запуска. По питанию таймер постоянно подключен к аккумулятору автомобиля и в выключенном состоянии берет незначительный ток (на много меньше стандартной сигнализации). Запуск таймера происходит с выключением зажигания, а сброс — с включением. Пока зажигание включено таймер заторможен.
Источником тактовых импульсов служит мигающий светодиод HL1. Его частота мигания составляет примерно 2-3 Герца. Цепь R2R3C2VD4 служит для блокировки источника импульсов (когда открывается диод VD4) и для подавления паразитных коротких импульсов, имеющих место при мигании светодиода. Клемма +Б подключается к цепи питания системы зажигания автомобиля, поэтому, когда зажигание включено (двигатель работает) на входе R счетчика единица, и он ею зафиксирован в нулевом состоянии. Ноль с его выхода удерживает открытым ключ VT1VT2, на выходе которого включено реле, нормально-разомкнутые контакты которого включены в разрыв питания схемы наружного освещения автомобиля. В таком состоянии схема никак не влияет на работу электросхемы автомобиля.
После выключения зажигания напряжение на +Б равно нулю, и на R счетчика так же ноль. Теперь счетчик разблокирован и начинает считать импульсы, генерируемые мигающим светодиодом HL1. Примерно через 40-50 минут на выводе 3 счетчика появится единица. Они закроет ключ VT1VT2, и этим выключит реле К1, которое разомкнет цепь наружного освещения. Это произойдет в любом случае, независимо от того выключили вы свет сами ли нет. Открывшийся диод VD4 зашунтирует вход С счетчика и тот перестанет переключаться. В таком состоянии схема будет до очередного включения зажигания.