Блок питания ноутбука в автомобиле

Для питания ноутбука Toshiba-Satellite стабилизатор выдает 19В при максимальном токе 3А. К сожалению, это совсем не подходит для работы в автомобиле, так как там 12В. Именно поэтому и была разработана данная схема.


принципиальная схема блока питания для ноутбука в автомобиле

На рисунке приведена схема преобразователя напряжения, повышающего «автомобильные» 12В до «ноутбуковских» 19В, и поддерживающего это напряжение стабильным. В основе схемы DC-DC-преобразователь на микросхеме LT1070.

Напряжение поступает с бортовой сети автомобиля через предохранитель и помехоподавляющие цепи, на точку подачи питания микросхемы A1 (вывод 5). Генератор микросхемы начинает работать и подавать импульсы на ключ, имеющийся в A1, включенный между выводом 4 и общим минусом (вывод 3). Ключ периодически открываясь пропускает импульсный ток через первичную обмотку трансформатора T1. Во вторичной обмотке T1 наводится переменное напряжение, которое выпрямляется диодом VD2 и сглаживается емкостями C9, С10. Далее через цепь L2C11C12 постоянное напряжение 19В поступает на выход источника.

Контроль уровня выходного напряжения и его стабилизацию осуществляет внутренняя схема стабилизации A1. Суть ее работы в том, что она таким образом изменяет скважность импульсов, поступающих на первичную обмотку трансформатора, чтобы на выводе 2 A1 было постоянное напряжение 1,24В. Для получения стабильного выходного напряжения нужно с выхода вторичного выпрямителя на VD2 постоянное напряжение через делитель подать на вывод 2 A1. А соотношение резисторов делителя должно быть таким, чтобы при правильном напряжении на выходе, на выводе 2 A1 было напряжение 1,24В. Резисторы делителя это R5 и R4. Точным подбором R4 устанавливают требуемое номинальное стабилизированное выходное напряжение. В данном случае, это 19В.

Для намотки трансформатора использовалось ферритовое кольцо внешним диаметром 32 мм. из феррита марки 2000НМ. Кольцо нужно обернуть тонким слоем фторопластовом пленки или лакоткани. Вполне возможно, что для намотки трансформатора можно использовать и кольцо отличающегося диаметра и марки феррита, — но тут нужно экспериментировать.

Первичная обмотка трансформатора содержит 40 витков обмоточного провода, состоящего из двух вместе сложенных проводов ПЭВ-0,43. Можно использовать и одинарный провод сечением 0,9, но его сложнее наматывать. Вторичная обмотка содержит 70 витков такого же двойного провода. Сначала наматывают первичную обмотку, а затем на её поверхность вторичную, укладывая провод в том же направлении, что и наматывали первичную. На схеме начала обмоток трансформатора отмечены точками.

Для дросселей используются кольца диаметром 18-20 мм. Они содержат по 30 витков такого же двойного провода, как и для намотки трансформатора.

Микросхему и диоды необходимо укрепить на радиаторах. Микросхему можно установить на радиатор-корпус с использованием теплопроводной пасты, не изолируя, так как ее радиаторная пластина соединена с 3-м выводом, а он с общим минусом (с «землей»). А диоды на радиатор нужно ставить через слюдяные прокладки на теплопроводной пасте, используя эбонитовые шайбы, так чтобы обеспечить изоляцию их катодных пластин от корпуса.

При правильном монтаже и исправных деталях налаживание сводится к проверке выходного напряжения. Если оно отличается от необходимого нужно изменить сопротивление резистора R4. Уменьшение сопротивления ведет к повышению напряжения, а увеличение к его понижению. Операцию замены резистора нужно делать только после выключения питания. Поэтому, временно его можно заменить переменным сопротивлением 1,5-2,5 кОм. С помощью него нужно установить необходимое выходное напряжение, проверить на нагрузке, например, подключив лампу накаливания на.

После того как настройка будет завершена необходимо отпаять переменный резистор и измерить его сопротивление. Затем установить на плату постоянный резистор такого же сопротивления. Включать преобразователь без теплоотвода под микросхему A1 рискованно, поэтому, даже в процессе налаживания, особенно при испытании на нагрузке, нужно установить ее на какой-нибудь радиатор и периодически контролировать температуру.

Этот же преобразователь можно использовать и для питания других приборов от бортовой сети автомобиля. Нужное выходное напряжение устанавливают подбором резисторов R5-R4 и числа витков вторичной обмотки трансформатора.

скачать архив

Если вам понравилась статья, вы можете подписаться на RSS или E-mail рассылку. Для получения обновлений по электронной почте, введите ваш e-mail адрес в эту форму (Доставка от FeedBurner):

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *