Проверяя качество окраски и грунтовки плоских изделий из металла, а так же при исследовании состояния кузова автомобилей нередко возникает необходимость измерения толщины лакокрасочного покрытия.
Данный измеритель позволяет контролировать толщину лакокрасочного покрытия, нанесенного на изделия из черного металла. Пределы измеряемой толщины от 0 до 0,8 мм. Точность измерения при толщине от 0 до 0,4 мм — ±0,02 мм, от 0,5 до 0,8 мм — ±0,05 мм. Устройство питается от батареи напряжением 9В, потребляемый ток составляет порядка 25 мА.
Задающий генератор, собранный на таймере DA1, вырабатывает прямоугольные импульсы частотой 300 Гц и скважностью 2. ФНЧ R3C2R4R5 выделяет первую гармонику колебаний, что позволяет повысить точность измерения. Регулятором уровня сигнала – подстроечным резистором R5 – устанавливают оптимальный режим измерительного трансформатора. Амплитуда сигнала на выходе УЗЧ DA2 – примерно 0,5В.
Ш-образные пластины измерительного трансформатора собраны встык, однако без пакета замыкающих пластин. Роль магнитного замыкателя здесь играет металлическая основа, на которую нанесено исследуемое лакокрасочное покрытие. Чем оно толще, тем больше немагнитный зазор в магнитопроводе измерительного трансформатора. Большему зазору соответствует меньшая связь между обмотками, следовательно, меньшее напряжение на вторичной обмотке трансформатора. Цепь R6C4 — дополнительный фильтр, устраняющий ВЧ составляющие сигнала. Конденсатор C5 — разделительный.
Микроамперметр PA1 показывает выпрямленный диодом VD1 ток вторичной обмотки трансформатора. Стабилизатор напряжения DA3 позволяет сохранять стабильность коэффициента усиления УЗЧ DA2 при изменении степени разряженности батареи питания GB1. Резистор R8 и кнопочный переключатель SB2 позволяют периодически проверять напряжение батареи. Измерение проводят при нажатой кнопке SB1.
Все постоянные резисторы — МЛТ-0,125, подстроечные — СП3-27б. Конденсаторы С1, С2, С4 — КМ-6 (или К10-17, К10-23), конденсаторы С3, С5, С6 — К50-35. В качестве микроамперметра подойдет указатель уровня записи от старых магнитофонов.
Трансформатор T1 намотан на магнитопроводе Ш5*6 (использован выходной или согласующий трансформатор от карманного приемников); первичная обмотка содержит 200 витков провода ПЭЛ-0,15, вторичная 450 витков такого же провода. Потребуются только Ш-образные пластины. Их при сборке смазывают эпоксидным клеем, после высыхания клея торцы пакета выравнивают бархатных напильником. Трансформатор вклеивают изнутри в прямоугольное отверстие в коробке прибора так, чтобы рабочие торцы магнитопровода выступали за пределы коробки на 1…3 мм. Таймер КР1006ВИ1 можно заменить на LM555, а стабилизатор КР1157ЕН502А — на 78L05.
Для налаживания устройства устанавливают движок резистора R7 в левое по схеме положение. Трансформатор T1 располагают на расстоянии не немее 5 см от металлических предметов. После включения питания резистором R5 устанавливают стрелку микроамперметра PA1 в положение, соответствующее 3…5% полного отклонения стрелки. После этого трансформатор рабочим торцом магнитопровода прикладывают к плоской чистой поверхности стального листа и резистором R7 стрелки переводят на конечное деление шкалы микроамперметра. Прокладывая между трансформатором и металлической поверхностью листы бумаги толщиной 0,1 мм, калибруют прибор.
Резистор R8 подбирают так, чтобы со свежей батареей питания при нажатии на обе кнопки SB1 и SB2 стрелка микроамперметра отклонялась до конечного деления шкалы. Подключив к прибору разряженную до 7В батарею, повторяют измерение на шкале микроамперметра и делают отметку, соответствующую разряженной батарее.
При измерении толщины покрытия прибор прикладывают к контролируемой поверхности, нажимают на кнопку SB1, слегка покачивая и поворачивая прибор, добиваются максимального отклонения стрелки и считывают значение толщины. Толщина покрытия кузовов автомобилей обычной краской находится в пределах 0,15…0,3 мм, а краской «металлик» — от 0,25 до 0,35мм.